Detaly.co.il: 1953 год: создание подразделения 101

5 августа 1953 года, в израильской армии было создано подразделение 101, предназначавшееся для проведений акций возмездия в тылу противника. Поводом для этого послужили диверсии палестинцев, проникавшихся на территорию Израиля из Иордании и находившегося под контролем Египта сектора Газа.

Unit_101_Wikimedia_commons

Идею о создании спецподразделения выдвинул Ариэль Шарон, занимавший в то время пост начальника разведки Северного военного округа. Начальник Генерального штаба Мордехай Маклеф отнесся к ней, в целом, положительно, но руководитель оперативного отдела Генштаба Моше Даян выступил резко против. Даян пользовался высоким авторитетом как в армии, так и в политических кругах, и просто так проигнорировать его возражения было невозможно. Исход дела решила позиция командира 16-й бригады Мишаэля Шахама, бывшего приближенным премьер-министра Давида Бен-Гуриона. Он решительно поддержал идею Шарона. Выслушав все «за» и «против», Бен-Гурион дал «добро». Маклеф издал приказ о создании 101-го подразделения в тот день, когда Даян находился в зарубежной командировке.

Шарон за то время, что его идея обсуждалась армейским и политическим руководством, успел взять отпуск и поступить в Еврейский университет на факультет истории Ближнего Востока. Известие о том, что он назначен командиром только что созданного спецподразделения застала его на студенческой скамье. Шарон немедленно прервал учебу и вернулся в армию. Его подразделению был присвоен номер 101 – этот номер носил отряд майора британской армии Орда Уингейта, созданный им в 1940 году в Эфиопии для борьбы с итальянцами. А до этого Уингейт успел поучаствовать в создании «Ночных эскадронов» – первого еврейского спецназа в Эрец-Исраэль. Преемственность традиции, обозначенная руководством ЦАХАЛа, была очевидной.

Шарон лично набирал бойцов в свой отряд, создававшийся в условиях строгой секретности. В первую очередь он зачислил в его состав проверенных товарищей по оружию, с которыми ему уже доводилось проводить операции в тылу противника. Всего личный состав 101-го подразделения составлял около 50-ти человек. Несмотря на то, что все они имели приличный боевой опыт, график их учений был составлен очень плотно: стрельбы, рукопашный бой, занятия по физической подготовке, отработка действий в условиях темноты. Спустя два месяца 101-е подразделение провело первую крупную «операцию возмездия», вызвавшую политический скандал в Израиле и резкие протесты за рубежом.

13 октября проникшие из Иордании террористы бросили гранату в жилой дом в поселке Йехуд. В результате погибла женщина и ее двое маленьких детей. Бен-Гурион и Маклеф приняли решение о проведении спецоперации. Шарону было поручено уничтожить дома в деревне Кибия, служившей базой для палестинских вооруженных банд. Спецназовцы, перейдя границу, быстро захватили деревню. Шарон был уверен, что все ее жители бежали. Саперы заминировали 42 дома, не проверив, не остались ли в них люди. После серии взрывов бойцы 101-го подразделения вернулись на территорию Израиля. А вернувшиеся в деревню жители обнаружили под руинами 69 погибших односельчан, в том числе, женщин и детей.

Арабские страны резко осудили Израиль, на Западе выразили глубокую озабоченность эскалацией насилия. Израильские министры, которые узнали о случившемся в Кибии постфактум, заявили, что подобную операцию нельзя было проводить без утверждения правительством. В результате Бен-Гурион был вынужден выступить с заявлением, в котором от имени своего кабинета выразил «глубокое сожаление по поводу пролитой крови невинных людей».

Вопрос о дальнейшей судьбе 101-го подразделения повис в воздухе. Тем не менее, оно продолжило функционировать, и 21 декабря провело еще одну крупную операцию под названием «Шелковые перчатки». В ответ на убийство двух солдат ЦАХАЛа спецназовцы пробрались в Хеврон и захватили жилой дом на окраине города. В результате были убиты трое мирных жителей и несколько военнослужащих иорданской армии. Бойцы без потерь вернулись на территорию Израиля. Но судьба их отряда уже была решена. В январе 1954 года 101-е подразделение было слито с 890-м воздушно-десантным батальоном. Таким образом, оно в известной степени утратило часть своей независимости от армейской и политической системы. Но командиром 890-го батальона был назначен Ариэль Шарон, и традиции 101-го подразделения продолжили жить в уже в новой формации.

Борис Ентин, «Детали»

Оставьте комментарий