И тогда вода нам, как земля. И тогда нам экипаж — семья

Корвет «Ацмаут» класса «Саар-6» в Войне Железных мечей

22.09.25 сайт «Мако» опубликовал большую статью о корветах «Саар-6» («Маген») во время Войны Железных мечей, на примере 3-го корвета класса, «Ацмаут». Напомню, что 4 корвета данного класса были построены в Германии и прибыли в Израиль 02.12.20 («Маген»), 09.06.21 («Оз»), 10.08.21 («Ацмаут») и 30.08.21 («Ницахон»). В Израиле на корветы были установлено вооружение и различные боевые системы (РЛС и другие сенсоры, компьютеры, системы РЭБ и т.п.), проведены различные испытания. На апрель 2023 г. первые 3 корвета достигли первичной боеготовности, далее был и уровень полной боеготовности (например для «Ацмаут» это произошло в ноябре 2023 г., а 12.12.23 было опубликовано – боеготовности достиг и 4-й корвет данного типа). Однако, наращивание боевых возможностей корветов продолжается. Так, в конце этого года ожидается поступление на вооружение вертолётов SH-60F Sea Hawk («Шалах»). Кстати, «Шалах» имеет в три раза большую дальность полёта, чем ранее использовавшиеся ВМС вертолёты AS565 Panther («Аталеф»).

В мирное время «Саар-6» должны набирать за год около 1,000 часов в море («Шаот Ям»), т.е. чуть менее 42 суток. Однако из-за войны «Ацмаут» набирает за последние 2 года более 4,000 часов, т.е. примерно 167 суток, т.е. почти пол года (точнее, 0.45) в море.

Командир корвета – в звании подполковник (т.е. капитан 2-го ранга, но в АОИ используется единая система званий). Центральные помещения по управлению корветом:

  • командный мостик («Гешер hа-Пикуд») – пост рулевого («Эмдат hа-hагай»; кстати штурвала нет, управление джойстиками), пост управления двигателями («Эмдат hа-Тротел»), пост дежурного офицера («Кцин hа-Мишмерет») и посты операторов систем наблюдения; есть также и простые наблюдатели, с биноклями;
  • боевой информационный пост (МИК – «Мерказ Йедиот hа-Крав») – расположен на второй палубе (ниже командного мостика), разделён на 3 района – обнаружения («Гилуй»), обороны («hагана») и атаки («hаткафа»); сюда стекаются данные различных сенсоров, навигации, связи, отсюда применяется вооружение и системы самозащиты корабля; МИК затемнён, светятся только многочисленные экраны компьютеров; именно МИК – главное помещение корабля, его сердце, аналог КП (ХАПАК), здесь принимаются важнейшие решения и отсюда идёт управление боем.

Экипаж корабля очень молод, так большинство операторов в МИК – девушки в возрасте 19-20 лет, вообще же девушки составляют около 25% экипажа. Согласно официальным данным экипаж корвета – 65 человек, в случае наличия вертолёта – ещё 10 (бортперсонал и техники).

10.06.25 ВМС Израиля впервые атаковали в Йемене. И именно «Ацмаут», базировавшаяся в Эйлате, выполнила эту задачу. Удар наносился высокоточными ракетами. От Эйлата и до йеменского порта Ходейда по воздушной линии – 1,833 км, по морю – более 1,900, в статье сказано, что удар наносился с дистанции 1,400 км от Израиля. Сразу по возвращении «Ацмаут» началась операция «Ам Ки-Лави» против Ирана (13-24.06.25). Соответственно корвет вместе с другими силами ВМС («Нирит» класса «Саар-4.5») приступили к выполнению задач ПВО – борьбе с иранскими БПЛА. За 12 дней операции было сбито около 30, почти со 100% успехом. До этого за всю войну ВМС на Средиземном и Красном морях сбили около 20 БПЛА. Из вышеуказанных 30 БПЛА «Ацмаут» сбила около 20, в т.ч. 8 за одну ночь. Перехваты выполнялись в тесном взаимодействии с ВВС.

Иран атаковал разными типами БПЛА. «Ацмаут» применял против них «Кипа Ямит» (морской вариант «Железного купола») и «Барак Маген» (ракеты «Барак»). В одном из случаев БПЛА имел значительно большую скорость, чем обычно, и против него применили ракету LRAD (это произошло 16.06.25, см. в соответствующей сводке).

Одна из задач ВМС в Средиземном море – защита газодобывающих платформ «Тамар», «Лавьятан» и «Кариш». В ходе войны с «Хизбаллой» была уничтожена система ПКР последней, однако нет гарантии, что уничтожены все ракеты и ПУ до единой, что-то могли откопать из-под развалин или вновь ввести контрабандой из Ирана. Поэтому данная задача остаётся актуальной и сейчас.

Другая задача – борьба с подводными угрозами, будь то боевые пловцы или беспилотные подводные аппараты (БППА). И с этой задачей ВМС успешно справлялись на протяжении всей войны. Боевые пловцы уничтожались до входа в море, в море или при попытке выхода. Все попытки применения БППА были пресечены до погружения этих аппаратов в воду.

В целом ракетные катера и корветы 3-й флотилии ВМС контролируют зону в 3,000 км – от севера Сирии и до юга Красного моря. Многие операции засекречены, например операции 13-й флотилии (морские коммандос), чьи плавсредства спускают на воду с борта катеров и корветов 3-й флотилии.

Несколько слов в статье посвящены условиям жизни на «Ацмаут». В целом они гораздо лучше, чем на старых ракетных катерах, но всё равно, лишнего места нет. Например, койки в кубриках расположены в 3 этажа. Телефонов нет, контактов с домом в море нет. Основные виды отдыха – коллективные. Совместные трапезы с максимально хорошей едой, встреча субботы в рамках пятничного ужина, различные праздники и местные традиции, всё это позволяет бойцам ощущать себя дома, в рамках армейской семьи. С одной стороны – строгий распорядок дня, с другой – регулярные нарушения цикла «смена-сон-смена» различными мероприятиями. Важно, чтобы были особые моменты и атмосфера, которые помогают людям двигаться дальше.

Ссылки:

  1. Статья на «Мако», 22.09.25.
  2. Взято у https://oleggranovsky.livejournal.com/1604608.html

Оставьте комментарий