Расследование 7/10 – ШАБАК в ночь перед атакой

22.02.25 сайт «Мако» опубликовал статью о том, что происходило в ШАБАК («Шерут hа-Битахон hа-Клали» – «Общая служба безопасности») в ночь 06/07.10.23. Статья базируется на свидетельствах ряда «самых высокопоставленных лиц» и на двух «драматических расследованиях», всё ещё не опубликованных, но в той или иной мере ставшие известные журналистам «Мако». Речь о внутреннем расследовании событий ШАБАК и т.н. «внешнем расследовании», во главе которого стоял отставник ШАБАК Х., в прошлом занимавший должности Главы района («Рош Мирхав») Иерусалима и ЙОШ (Иудея и Самария) и Начальника управления («Рош Агаф») контрразведки.


Ронен Бар.

Несколько слов о ШАБАК. Организация была создана в составе АОИ как «Подразделение 184» 08.02.49, базовый документ о задачах организации был написан 17.02.49. Предтечей были разведка «Хаганы», т.н. ШАЙ («Ширут Едиот», т.е. «Служба информации»), созданная в 1940 г. и куда в 1942 г. была влита служба «Рейш-Нун» («Ригуль Негди» – «Контрразведка»), а также подразделения внутренней безопасности «Махац». Однако корни ШАЙ ещё более глубоки и ведут к организации «hа-Шомер» (предтеча «Хагана», существовала в 1909-1920 гг.). В 1950 г. организация была выведена из АОИ и подчинена канцелярии премьер-министра, где и находится по сей день. Первоначально организация называлась Шин-Бет («Шерут Битахон», т.е. просто «Служба безопасности»), но довольно быстро сменила название на ШАБАК (тем не менее, в иностранной литературе нередко по сей день используют название «Шин-Бет»).

Задачи ШАБАК:

  • контрразведка;
  • охрана VIP;
  • борьба с террором – внутри Израиля, в ЙОШ и в Секторе Газа (СГ);
  • информационная безопасность и киберзащита;
  • контроль за охраной стратегических объектов, правительственных зданий, аэропортов, самолётов, дипломатических представительств Израиля за рубежом;
  • контроль допуска и проверка кандидатов на получение допуска.

Я не буду вдаваться здесь в структуру ШАБАК, замечу лишь, что в него входит т.н. Оперативное подразделение («hа-Йехида hа-Мивцаит»). Из бойцов этого подразделения, совместно с бойцами Национального контртеррористического подразделения ЙАМАМ (в составе МАГАВ – Пограничной полиции, часть Полиции Израиля) и разведчиков ШАБАК состоят контртеррористические команды быстрого реагирования «Текила», о которых речь пойдёт ниже.

Борьба с террором в ЙОШ и СГ сделали ШАБАК центральной разведывательной службой в этих районах. Там действуют и военная разведка (АМАН), а в ЙОШ – и разведка Полиции Израиля (уголовные вопросы), тем не менее роль ШАБАК там абсолютно доминантная. Однако, ряд событий резко снизил возможности ШАБАК по сбору развединформации в СГ:

  • Размежевание с СГ в 2005 г. крайне затруднило мобилизацию новой агентуры.
  • Провал операции в Хан-Юнисе по сути лишил АОИ (а вместе с ней и ШАБАК) возможности прослушивать телефонные линии.
  • Примерно в 2018 г. АОИ ликвидировала в СГ высокопоставленного члена ХАМАС, отвечавшего за мобилизацию террористов в ЙОШ. После этого ХАМАС провёл массовые чистки в СГ – любой подозреваемый в связях с разведкой Израиля был казнён. И хотя было убито немало непричастных, обычно – политических противников ХАМАС, последнему таки удалось расправиться со значительным количеством реальных действующих агентов.

«Мако» отмечает, что в отличии от АОИ, в ШАБАК отсутствовало пренебрежительное отношение к ХАМАС, ШАБАК также не был привержен концепции, что ХАМАС подавлен сдерживающей силой АОИ («ХАМАС Мурта»). И именно ШАБАК забил тревогу в ночь 06/07.10.23. Однако это не привело к общему подъёму боеготовности. «Мако» ставит вопрос, почему же это произошло?

Временные точки происходящего в ночь 06/07.10.23 следующие:

  • 02:58 – ШАБАК передает предупреждение АОИ и Штабу национальной безопасности (МАЛАЛь, также в канцелярии премьер-министра), о необычном поведении ХАМАС, которое может указывать на наступательную деятельность. Это необычное поведение включает: (1) в СГ активированы десятки израильских SIM-кард; (2) руководство военного крыла ХАМАС спускается в туннели.
  • 03:17 – ШАБАК передает то же предупреждение на более низкий уровень. Других предупреждений в ту ночь не было.
  • 03:30 – глава ШАБАК Ронен Бар едет в штаб организации (в северном Тель-Авиве) и вызывает туда же ряд других высокопоставленных руководителей ШАБАК. Параллельно он подымает и руководство АОИ (и те начинают собственные телефонные совещания).
  • 04:00-06:00 – в оперативном чате ШАБАК-АОИ ШАБАК сообщает, что «Основная вероятность [такого поведения ХАМАС] заключается в том, что ХАМАС готовится к нашим активным действиям; это событие не произойдет немедленно. Продолжаем изучать глубину разведданных». Параллельно по тревоге в окрестности СГ были подняты 2 команды «Текила». Причина – опасение, что ночью из СГ все еще может произойти террористическое нападение (и речь шла о нападении очень ограниченного масштаба). Хотя стратегически этот шаг ничего не изменил, но тактически имело важное значение: в районе Яд Мордехай одна из этих команд не позволила террористам прорваться на 4-е шоссе и двигаться в сторону Ашкелона.
  • 05:00 – после завершения совещания руководства ШАБАК было подготовлено 2 оперативных указания: (1) рекомендация отложить заседание военно-политического кабинета министров, запланированное на воскресенье утром. Причина: предположение, что ХАМАС ошибочно полагает, что цель этого заседания – санкционировать крупномасштабную атаку Израиля на СГ, что в свою очередь может заставить ХАМАС начать упреждающую атаку. (2) Немедленно оповестить военного секретаря премьер-министра о ночной обстановке и полученных тревожных предупреждениях.
  • 06:13 – несмотря на срочность решения (2), почему-то произошла задержка в более чем час. Только в указанное время глава офиса (РАЛАШ – Рош Лишка) Ронена Бара будит военного секретаря премьер-министра, генерал-майора Ави Гиля. Он сообщает: «Есть признаки, указывающие на проникновение, но, с другой стороны, телефоны Синвара и еще одного высокопоставленного чиновника ХАМАС находятся в их квартирах, а не в туннелях. Вы нужны мне срочно на Красной линии».
  • 06:17 – РАЛАШ и Ави Гиль беседуют по «Красной линии» (т.е. телефон кодированной связи). Глава офиса подробно описывает признаки и опасения об атаке. Сразу после этого Ави Гиль звонит к РАЛАШ НГШ и спрашивает, что тому известно о происходящем.
  • 06:29 – начало атаки ХАМАС. Как раз в это время Ави Гиль звонит премьер-министру Биньямину Нетаньягу.

Расследования произошедшего в ШАБАК пытались разобраться, как несмотря на полученные важные данные и общее начальное правильное поведение Ронена Бара, всё свелось к возможности небольшого нападения и соответствующей реакции на этот сценарий?

Как один из выводов Войны Судного дня 1973 г. мы знаем, что не нужно рассчитывать узнать замысел противника, нужно видеть его возможности. Знали это и в ШАБАК. Поэтому был проведен анализ, какое оружие, по мнению ШАБАК, нарушает баланс сил с ХАМАС и чего нельзя допустить. Были определены следующие пункты (1) обладание высокоточными ракетами; (2) получение высококачественных БПЛА; (3) продвинутые возможности морского спецназа, что позволяло бы ему нанести неожиданные удары по побережью Израиля. В то же время усиление «Сил Нухба» (ударные части ХАМАС, часто именуемые «спецназом ХАМАС») не было определено как стратегическая угроза, поскольку считалось, что полноценный массированный рейд на территорию Израиля невозможен, поскольку угроза такой операции через туннели была в значительной степени нейтрализована строительством заграждения, завершённого в 2021 г. Как следствие, не было общей рекомендации нанесения упреждающего удара по ХАМАС.

Другая причина провала связана с использованием разведывательных материалов Аналитическим управлением («Хативат hа-Михкар») ШАБАК: они были сосредоточены в основном на попытках повлиять на ХАМАС и сорвать его планы и в гораздо меньшей степени на понимании первоначальных намерений. Это создавало иллюзию, что можно предсказать, что ХАМАС сделает. Кроме того, у Аналитического управления явно была проблема с воображением («Мигбалят hа-Димьон»). Никто там, да и в ШАБАК в целом, не представлял себе сценарий массированного рейда из СГ. В целом расследование показывает, что, хотя ШАБАК успешен в специализации на предотвращении точечных атак, связанных с краткосрочными локальными событиями, ее эффективность в отражении военных рейдов, требующих сложного и долгосрочного наблюдения, оставляет желать лучшего.

И здесь вспоминается то, что известно как «Стена Иерихона» («Хомат Йерихо»). Так в АОИ называли план массированной атаки ХАМАС, несколько лет назад предсказанный аналитиками АМАН. И были мейлы двух женщин, прапорщиков-аналитиков АМАН, В. и С., связавших учения ХАМАС в последние месяцы перед 7/10 с планом «Стена Иерихона». В АМАН, рассмотрев этот план, пришли к ошибочному выводу, что он – «всего лишь теоретический сценарий для строительства сил военного крыла ХАМАС». Не было проведено ни одного совещания по теме. Более того, и план, и сообщения В. и С., были переданы ШАБАК и там также согласились с оценкой АОИ. В ночь 7/10 ни на одном из совещаний, ни в АОИ, ни в ШАБАК, никто не вспомнил о плане «Стена Иерихона». Поэтому никто не говорил о возможности вторжения тысяч террористов, речь шла о нескольких десятках максимум.

Далее – результаты совещаний в руководстве ШАБАК. По-сути они успокоили Ронена Бара и сделали его позицию менее параноидальной (в хорошем смысле слова). Например аргумент активации в СГ десятков израильских SIM-кард – контр-аргумент – такое было и в прошлом; аргумент списка руководства военого крыла ХАМАС в туннели – контр-аргумент – телефоны Синвара и еще одного высокопоставленного чиновника ХАМАС находятся в их квартирах.

Ещё один интересный момент. В начале сентября ШАБАК, ГУ Операций АОИ и ЮВО АОИ провели совещание по вопросу «Готовность к операции в СГ». И речь шла не о нападении ХАМАС (как и ранее, «Стена Иерихона» не упоминалась), а об атаке АОИ как следствие разогрева ситуации в ЙОШ и на границе с СГ. В конце совещания было определено: ситуация в СГ нестабильна, нам необходимо повысить нашу готовность.

В середине сентября по просьбе Ронена Бара проходит совещание глав служб. Кроме самого Ронена, участвуют премьер-министр, глава «Моссад», НГШ и ряд других высокопоставленных лиц. Ронен Бар говорит о возможности войны на несколько фронтов («Маараха Рав-Зиратит»), но сценарий именно нападения из СГ как начало подобной войны не подымается.

В статье сказано, что было общее противоречие между позицией АОИ (которую разделял и министр обороны, а за ним и премьер-министр, и это не вопрос последнего года перед 7/10, а достаточно длинного временного периода) и позицией ШАБАК. Последний неоднократно рекомендовал ликвидацию руководства ХАМАС, в первую очередь Синвара и Дейфа. Последний раз такая рекомендация была озвучена 01.10.23, после того как ХАМАС, впервые за долгое время, взял на себя ответственность за теракт в ЙОШ. Однако, АОИ считала, что нельзя разогревать ещё один ТВД, на фоне постоянных опасений атаки со стороны «Хизбаллы» (в отличии от «Стена Иерихона», план «Захвата Галилеи» был широк известен, включая публикации в СМИ, и к нему относились серьёзно) и напряжённости в ЙОШ. В отношении СГ был провозглашён принцип «Тишина за тишину» («Шекет Тмурат Шекет»).

В конце публикуется реакция ШАБАК на статью: «Наряду с боевыми и контрразведывательными мероприятиями в различных секторах, ШАБАК находится на продвинутой стадии завершения тщательного и всестороннего расследования, в ходе которого были изучены все аспекты, связанные с событиями 7/10. По завершении оно будет представлено премьер-министру, а затем его основные положения будут представлены общественности. Большая часть уроков уже реализована, созданы новые подразделения, а восприятие и процессы изменены перед лицом будущих вызовов в области безопасности».

Ссылки:

  1. Статья на «Мако», 22.02.25.
  2. Взято у https://oleggranovsky.livejournal.com/1473762.html

Оставьте комментарий