
12 февраля 1951 года израильские бульдозеры начали расширять дно реки Иордан к югу от озера Хула, чтобы начать его высушивать для расширения площадей пахотных земель и установления контроля над этим районом.
Сирийцам такой «экшн» не понравился и они, в нарушение достигнутого по итогам Первой арабо-израильской войны перемирия, согласно которому этот район был частью демилитаризованных зон, созданных между двумя странами, открыли огонь по израильским сельскохозяйственным рабочим.
Ранее сирийцы чувствовали в этих местах себя достаточно вольготно, их вооруженные патрули часто оставались там на ночь: район казался им важным, поскольку он был единственным к западу от Иордана, из которого можно было контролировать прилегающую территорию.
Короче говоря, тогда в этих местах сложилась ситуация, напоминающая ту, что возникнет 13 годами позднее с водами притоков Иордана и станет причиной Войны за воду.
В связи с этим израильтянам пришлось прекратить работы и начать переговоры с ООН. Кроме того, сирийцы решили вооружить местных жителей из бедуинских деревень, расположенных в этой демилитаризованной зоне.

Закрепить израильское присутствие в этом районе было поручено 13-му батальону бригады «Голани» (по другим данным — полк «Гидеони» под командованием подполковника Рехавама Зееви) и 34-го батальона.
2 мая бойцы одного из взоводов 34-го батальона патрулировали эту местность, не догадываясь, что незадолго до этого сирийцы заняли Тель-Мутилла и два пустовавших ОП «Дмут» и «Шефех». В завязавшимся бою четверо израильских военнослужащих погибли. Израильтяне отступили, вызвав роту из своего батальона на подмогу.
Ночью на 3 мая Тель-Мутилла был отбит у сирийцев при поддержке бойцов 21-го батальона из состава бригады «Кармели» и под прикрытием огневой поддержки 81-мм минометов.

Однако это еще было далеко не все: оказалось, что сирийцы плотно засели в двух опорных пунктах, расположенных южнее и юго-западнее от Тель-Мутилла. Арабы и не думали сдаваться — их снайперы и 60-мм минометы продолжали наносить израильтянам существенный урон.

Сирийцы скорее всего использовали вот такие 60-мм минометы Brandt Mle 1935 французского производства. Все-таки Сирия это бывшая французская колония.
Для штурма опорных пунктов израильтяне подтянули 120-мм минометы, 75-мм пушки (тоже французского либо германского производства), в воздух поднялись четыре «Спитфайра», однако, по некоторым источникам, огня они не открывали, а больше использовались для морального подавления противника, пикируя над головами арабских бойцов (демилитаризованная зона как-никак). Но как минимум раз один из пилотов все-таки пальнул по сирийцам из 20-мм бортовой пушки.

3 мая сирийцы были выбиты из ОП «Шефех», 4-го мая наблюдатели ООН объявили о прекращении огня к 16.30, но в связи с настырностью сирийцев, которые все еще удерживали ОП «Дмут», ЦАХАЛ продолжил атаковать.

4 мая арабские силы начали контратаки на отбитые израильтянами Тель-Мутилла и ОП «Шефех», однако они не принесли заметных успехов, а вот потери у арабской стороны начали стремительно расти.
5 мая бои продолжались, сирийцы никак не хотели сдавать позиции и в этом заключалась главная опасность: если ООН будет объявлено окончательное прекращение огня, то опорный пункт останется в руках арабов, чего израильтянам никак нельзя было допустить, ведь это реальная гарантия нестабильности на северной границе еврейского государства в будущем. Наконец, в 11.00 бойцы бригады «Голани» установили контроль над ОП «Дмут».

6-го числа израильская атака не была проведена должным образом из-за необычного инцидента: солдаты АОИ отравились ближневосточным блюдом под названием «хамин», который они ели накануне в субботу. Тем не менее, в этот день бои окончились, сирийцы были отброшены за Иордан.
Победа далась израильтянам дорогой ценой: более 40 погибших (от 41 до 47 по разным подсчетам), 72 человека ранены. Эти данные были засекречены, потери шокировали даже бывалых военных. Арабские потери неизвестны. Только в 80-х годах информация была сообщена широкой израильской общественности.
По результатам сражения была создана специальная комиссия, по итогам ее работы были сделаны следующие выводы:
- Большинство солдат, участвовавших в битве, были новыми репатриантами, в основном из арабских стран, они не очень хорошо понимали друг друга в силу разных диалектов еврейского языка. В связи с этим в армию стали призывать больше людей, имеющих полное среднее образование, уровню образования новобранцев вообще стали уделять больше внимания.
- Создана школа подготовки младших командиров.
- Усилена роль артиллерии при проведении боевых операций, осознана важность ее своевременной и точной огневой поддержки.
- Учения в АОИ стали проводить чаще.

В память о бойцах Голани в 1997 году был открыт памятник с видом на место боя. Теперь в этом месте находится мошав Альмагор.
Статья подготовлена Владиславом Максименко специально для паблика Арабо-израильские войны.

